А.А.
Пластова
Руководители: НИРС – доц. М.В. Винницкий,
арх. проект – доц. В.Ж.
Шуплецов
КОНЦЕПЦИЯ «ДУХА МЕСТА» В АРХИТЕКТУРЕ
В
настоящее время в условиях экономической и культурной глобализации остро встала
проблема потери идентичности и своеобразия в новейшей архитектуре.
Поиск
местного своеобразия архитектуры в контексте «духа места» – одна из актуальных
задач современного зодчества.
Для
архитектурного понимания феномена «духа места» выявляется ряд компонентов,
составляющих это явление: материально-культурное содержание места (в т.ч.
архитектура), природно-ландшафтные особенности, событийно-историческая
оболочка.
Существует
несколько архитектурных концепций и проектных подходов, связанных с воплощением
«духа места». Новые подходы к взаимодействию архитектуры и окружения обязаны
развитию постмодернистских течений, как критическому осмыслению последствий
модернизма. В послевоенные годы эстетический поиск в архитектуре начинает
связываться с национальным,
местным, городским, экологическим контекстом.
Возникают следующие направления: органическая архитектура, регионализм,
традиционализм, вернакулярный стиль и др. Зачастую уже в реальной практике попытки
по возвращению местного своеобразия в архитектуру приобретали
поверхностно-стилистический характер. Реальный подход должен
строиться на совмещении принципов своеобразия и новизны.
«Дух
места» является устойчивой характеристикой. Роль архитектуры в формировании «духа
места» велика и заключается в трансформации характеристик и восприятия среды.
В
ходе анализа ряда архитектурных объектов аналогов выявляются наиболее
распространенные уровни воплощения «духа места»: градостроительный,
объемно-пространственная организация, конструкции и материалы. Выделяются общие
принципы воплощения «духа места». Эти принципы задают определенный характер
поведения в среде, создающий положительное взаимоотношение с ней, а также
степень интерпретации существующих условий, которая и отвечает за новизну.
Выявленные
принципы будут положены в основу создания поисковых моделей и проектных
предложений.
В.А.
Лохнева
Руководители: НИРС – проф. Ю.С. Янковская,
арх. проект – доц. В.В. Громада
ВНЕДРЕНИЕ
СОВРЕМЕННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
В ИСТОРИЧЕСКИЙ
КОНТЕКСТ
Тема строительства современной
архитектуры в контексте исторической застройки не нова, но с каждым годом
становится все актуальнее, особенно в центральных районах крупных городов. В России
вопрос строительства новых зданий и исторических строений решается чаще всего
не в пользу второго. В основном, в целях создания нового, нередко разрушают
старое.
В своем ныне разрабатываемом проекте «Многофункциональный жилой комплекс» я
хочу попытаться рассмотреть вопрос внедрения новых компонентов в исторически
сложившуюся среду, так как именно жилая функция является основополагающей в
градостроительном контексте любого города, к тому же вопрос в потребности жилья
никогда не теряет своей актуальности. Сложнее решается вопрос с недостатком
участков под строительство зданий.
Разрабатываемый мною проектируемый объект
размещается в уже существующем архитектурном контексте, при этом, окружающие
здания являются историческими постройками, несущие на себе отклик прошлых
веков. Концепция проекта включает в себя проектирование современного
комфортного жилья в историческом квартале. В проекте уделяется внимание сохранению
архитектуры прошлых веков и совмещение их с современной архитектурой с помощью приемов
архитектурной композиции, художественных средств, модернизации инженерно-транспортной
инфраструктуры, введение дополнительных функций обслуживания населения, а так
же благоустройства неиспользуемых пространств квартала.
В
виду активного строительства и противоречий при возведении новых архитектурных
объектов, мне бы хотелось рассмотреть возможность создания современной
архитектуры в уже сложившейся ткани города, при этом не уничтожать устаревшее,
а адаптировать его под новое время, сохраняя в нем историю архитектуры.
Так как архитектура прошлых
веков несет историческую ценность, глубокий образ, то необходимо учесть эти
факторы и подчинить нынешние строения в композицию исторической застройки. В то же время, современные здания не обязаны полностью
подчиняться окружению, они должны лишь грамотно дополнять исторический
контекст, подчеркивать его и отражать тенденцию своего времени и при этом
создать удобную, комфортную среду для жизнедеятельности человека.
Для
достижения такой цели необходимо последовательное рассмотрение и решение вопросов,
связанных с организацией существования зданий,
разных по времени, по стилистике и по планировочной организации, с помощью:
- комплексного анализа существующего градостроительного,
функционального положения разрабатываемого участка для возведения нового здания
в контексте окружающей исторической среды;
- выявления возможного
изменения инженерно-транспортной инфраструктуры устаревшего района,
эффективного использования территории, ее благоустройства;
- раскрытия композиционных приемов, пригодных для создания
гармоничного облика проектируемого квартала, а так же анализа пластических
структур современного архитектурного стиля и более раннего;
- рассмотрения существующих приемов гармоничного синтеза
исторической и современной архитектуры на примерах строительной практики
европейских стран, а так же городов Российской Федерации;
- разработки методов и приемов внедрения новой
архитектуры в старое окружение;
- применения предложенных мною приемов,
сформированных после детальной проработки материала при проектировании многоэтажного
жилого комплекса, внедренного в существующую исторически сложившуюся застройку.
П.В. Бажан
Руководители: НИРС – проф. В.И. Жердев,
Е.Е. Бакшеева,
арх. проект – доц. Т.М.
Матвеева
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДА
Город – это вторая среда обитания человека, после
природной. Поэтому так важно создавать пространства, в которых было бы не
только комфортно находиться, но чтобы это пространство выполняло сопутствующие
функции.
Город – это, прежде всего архитектура. Архитектура несет
в себе социальную направленность. Современные города развиваются хаотично,
бессмысленно. И совершенно без учета мнения основной массы тех, кто живет в
них. Это один из основных парадоксов капиталистической урбанизации: город –
исконное пространство для человеческой жизни – совершенно не зависит от простых
жителей города.
Таким образом, обогатив природную часть Екатеринбурга, мы
уже не будем представлять архитектуру просто как совокупность объектов, зданий,
сооружений и природных ландшафтов. Исчезнет конкретика объекта. Мы будем
воспринимать город единым целым с интереснейшей инфраструктурой.
В.В.
Блинов
Руководители: НИРС – проф. С.А. Дектерев,
арх. проект – проф. С.А. Дектерев
ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСОТНОЙ ЗАСТРОЙКИ В СТРУКТУРЕ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШЕГОСЯ
ГОРОДА
(на примере Екатеринбурга)
Конец XX
и начало XXI века
характеризуется настоящим бумом в развитии строительства высотных зданий в
странах Европы, Азии, США. Вступление России в новые экономические отношения
также стало основанием для широкого применения высотных зданий в структуре
ранее сложившихся городов, в т. ч. и города Екатеринбурга.
Целью настоящего
исследования является обобщение существующего опыта, выявление
определённых закономерностей и их распространение на практику застройки города
Екатеринбурга.
В первой части работы выявляется динамика высотного
строительства в историческом аспекте, начиная от храмовых доминант (начало XVIII века) и до зданий,
входящих в разряд супервысотных сооружений (начало XXI в.)
Для того чтобы чётко понять роль высотной застройки в
формировании новых городских структур, необходимо провести классификацию по
степени высотности зданий, что было и сделано.
В теоретической части на основе обобщения международного
опыта разработана типизация образного решения высотных и супервысотных зданий.
Обладая подобной палитрой художественно-образного решения отдельных зданий и их
комплексов, архитектор-проектировщик сможет применить их в практике
проектирования конкретных объектов.
Руководители: НИРС – проф.
В.И. Жердев,
арх. проект – проф. М.Г. Безирганов
ПРОДВИЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И
ТРАДИЦИЙ РОССИИ
ЧЕРЕЗ АРХИТЕКТУРУ
В современной архитектурной практике мы всё чаще
сталкиваемся с потерей национальной и культурной идентичности. Архитектура
«стекла и бетона» - вот как можно назвать многочисленные новые проекты. На
данный момент при взгляде на наш город мы видим обилие серой, стеклянной
архитектуры, не имеющей своего лица. К тому же иногда такие новостройки на
редкость неудачно вписываются в окружающую застройку.
И это заставляет задуматься о необходимости изучить
традиционные для России архитектуру, ремесла, быт и применить извлеченные из
них основные принципы в современном проектировании. У русской архитектуры
должно быть свое лицо. Это не означает, что нам пора опять строить деревянные
дворцы согласно всем канонам и традициям. Необходимо перенять особенности
мировосприятия и ценный опыт наших предков и использовать их для создания новых
образов, которые мы могли бы с гордостью называть русским стилем.
ОтветитьУдалитьhttp://www.youtube.com/watch?v=u7Lpbm7tX4Y Экодом-Трансформер (архитектурная мехатроника)
http://www.youtube.com/watch?v=CwkUlCE2b1k Интерактивная Карта
http://www.youtube.com/watch?v=qnamVMtk9RU Следящие за Солнцем Солнечные батареи
http://www.youtube.com/watch?v=DLfLIRyA_FI Дирижабль-беспилотник
http://www.youtube.com/watch?v=6XpyZvXu2_8 Интерактивная презентация Жилого микрорайона "Кино"
http://www.youtube.com/watch?v=Bq6h4sIZxUU Виртуальный полигон роботов