вторник, 9 апреля 2013 г.

Контекстуальность и историко-культурные аспекты проектирования


А.А. Пластова
 Руководители: НИРС – доц. М.В. Винницкий, 
 арх. проект – доц. В.Ж. Шуплецов

КОНЦЕПЦИЯ «ДУХА МЕСТА» В АРХИТЕКТУРЕ

В настоящее время в условиях экономической и культурной глобализации остро встала проблема потери идентичности и своеобразия в новейшей архитектуре.
Поиск местного своеобразия архитектуры в контексте «духа места» – одна из актуальных задач современного зодчества.
Для архитектурного понимания феномена «духа места» выявляется ряд компонентов, составляющих это явление: материально-культурное содержание места (в т.ч. архитектура), природно-ландшафтные особенности, событийно-историческая оболочка.
Существует несколько архитектурных концепций и проектных подходов, связанных с воплощением «духа места». Новые подходы к взаимодействию архитектуры и окружения обязаны развитию постмодернистских течений, как критическому осмыслению последствий модернизма. В послевоенные годы эстетический поиск в архитектуре начинает связываться с национальным, местным, городским, экологическим контекстом. Возникают следующие направления: органическая архитектура, регионализм, традиционализм, вернакулярный стиль и др. Зачастую уже в реальной практике попытки по возвращению местного своеобразия в архитектуру приобретали поверхностно-стилистический характер. Реальный подход должен строиться на совмещении принципов своеобразия и новизны.
«Дух места» является устойчивой характеристикой. Роль архитектуры в формировании «духа места» велика и заключается в трансформации характеристик и восприятия среды.
В ходе анализа ряда архитектурных объектов аналогов выявляются наиболее распространенные уровни воплощения «духа места»: градостроительный, объемно-пространственная организация, конструкции и материалы. Выделяются общие принципы воплощения «духа места». Эти принципы задают определенный характер поведения в среде, создающий положительное взаимоотношение с ней, а также степень интерпретации существующих условий, которая и отвечает за новизну.
Выявленные принципы будут положены в основу создания поисковых моделей и проектных предложений.




В.А. Лохнева
 Руководители: НИРС – проф. Ю.С. Янковская,
 арх. проект – доц. В.В. Громада

ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ
В ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Тема строительства современной архитектуры в контексте исторической застройки не нова, но с каждым годом становится все актуальнее, особенно в центральных районах крупных городов. В России вопрос строительства новых зданий и исторических строений решается чаще всего не в пользу второго. В основном, в целях создания нового, нередко разрушают старое.
В своем ныне разрабатываемом проекте «Многофункциональный жилой комплекс» я хочу попытаться рассмотреть вопрос внедрения новых компонентов в исторически сложившуюся среду, так как именно жилая функция является основополагающей в градостроительном контексте любого города, к тому же вопрос в потребности жилья никогда не теряет своей актуальности. Сложнее решается вопрос с недостатком участков под строительство зданий.
 Разрабатываемый мною проектируемый объект размещается в уже существующем архитектурном контексте, при этом, окружающие здания являются историческими постройками, несущие на себе отклик прошлых веков. Концепция проекта включает в себя проектирование современного комфортного жилья в историческом квартале. В проекте уделяется внимание сохранению архитектуры прошлых веков и совмещение их с современной архитектурой с помощью приемов архитектурной композиции, художественных средств, модернизации инженерно-транспортной инфраструктуры, введение дополнительных функций обслуживания населения, а так же благоустройства неиспользуемых пространств квартала.
В виду активного строительства и противоречий при возведении новых архитектурных объектов, мне бы хотелось рассмотреть возможность создания современной архитектуры в уже сложившейся ткани города, при этом не уничтожать устаревшее, а адаптировать его под новое время, сохраняя в нем историю архитектуры.
Так как архитектура прошлых веков несет историческую ценность, глубокий образ, то необходимо учесть эти факторы и подчинить нынешние строения в композицию исторической застройки. В то же время, современные здания не обязаны полностью подчиняться окружению, они должны лишь грамотно дополнять исторический контекст, подчеркивать его и отражать тенденцию своего времени и при этом создать удобную, комфортную среду для жизнедеятельности человека.
Для достижения такой цели необходимо последовательное рассмотрение и решение вопросов, связанных с организацией существования зданий, разных по времени, по стилистике и по планировочной организации, с помощью:
- комплексного анализа существующего градостроительного, функционального положения разрабатываемого участка для возведения нового здания в контексте окружающей исторической среды;
- выявления возможного изменения инженерно-транспортной инфраструктуры устаревшего района, эффективного использования территории, ее благоустройства;
- раскрытия композиционных приемов, пригодных для создания гармоничного облика проектируемого квартала, а так же анализа пластических структур современного архитектурного стиля и более раннего;
- рассмотрения существующих приемов гармоничного синтеза исторической и современной архитектуры на примерах строительной практики европейских стран, а так же городов Российской Федерации;
 - разработки методов и приемов внедрения новой архитектуры в старое окружение;
- применения предложенных мною приемов, сформированных после детальной проработки материала при проектировании многоэтажного жилого комплекса, внедренного в существующую исторически сложившуюся застройку.





П.В. Бажан
 Руководители: НИРС – проф. В.И. Жердев, Е.Е. Бакшеева, 
 арх. проект – доц. Т.М. Матвеева

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОРОДА

     Город – это вторая среда обитания человека, после природной. Поэтому так важно создавать пространства, в которых было бы не только комфортно находиться, но чтобы это пространство выполняло сопутствующие функции.
    Город – это, прежде всего архитектура. Архитектура несет в себе социальную направленность. Современные города развиваются хаотично, бессмысленно. И совершенно без учета мнения основной массы тех, кто живет в них. Это один из основных парадоксов капиталистической урбанизации: город – исконное пространство для человеческой жизни – совершенно не зависит от простых жителей города.
          Таким образом, обогатив природную часть Екатеринбурга, мы уже не будем представлять архитектуру просто как совокупность объектов, зданий, сооружений и природных ландшафтов. Исчезнет конкретика объекта. Мы будем воспринимать город единым целым с интереснейшей инфраструктурой.





В.В. Блинов
 Руководители: НИРС – проф. С.А. Дектерев
 арх. проект – проф. С.А. Дектерев

ФОРМИРОВАНИЕ ВЫСОТНОЙ ЗАСТРОЙКИ В СТРУКТУРЕ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШЕГОСЯ ГОРОДА
(на примере Екатеринбурга)

Конец XX и начало XXI века характеризуется настоящим бумом в развитии строительства высотных зданий в странах Европы, Азии, США. Вступление России в новые экономические отношения также стало основанием для широкого применения высотных зданий в структуре ранее сложившихся городов, в т. ч. и города Екатеринбурга.
Целью настоящего исследования является обобщение существующего опыта, выявление определённых закономерностей и их распространение на практику застройки города Екатеринбурга.
В первой части работы выявляется динамика высотного строительства в историческом аспекте, начиная от храмовых доминант (начало XVIII века) и до зданий, входящих в разряд супервысотных сооружений (начало XXI в.)
Для того чтобы чётко понять роль высотной застройки в формировании новых городских структур, необходимо провести классификацию по степени высотности зданий, что было и сделано.
В теоретической части на основе обобщения международного опыта разработана типизация образного решения высотных и супервысотных зданий. Обладая подобной палитрой художественно-образного решения отдельных зданий и их комплексов, архитектор-проектировщик сможет применить их в практике проектирования конкретных объектов.





 Д.А. Егорова
 Руководители: НИРС – проф. В.И. Жердев,
 арх. проект – проф. М.Г. Безирганов

ПРОДВИЖЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ТРАДИЦИЙ РОССИИ
ЧЕРЕЗ АРХИТЕКТУРУ

В современной архитектурной практике мы всё чаще сталкиваемся с потерей национальной и культурной идентичности. Архитектура «стекла и бетона» - вот как можно назвать многочисленные новые проекты. На данный момент при взгляде на наш город мы видим обилие серой, стеклянной архитектуры, не имеющей своего лица. К тому же иногда такие новостройки на редкость неудачно вписываются в окружающую застройку.
И это заставляет задуматься о необходимости изучить традиционные для России архитектуру, ремесла, быт и применить извлеченные из них основные принципы в современном проектировании. У русской архитектуры должно быть свое лицо. Это не означает, что нам пора опять строить деревянные дворцы согласно всем канонам и традициям. Необходимо перенять особенности мировосприятия и ценный опыт наших предков и использовать их для создания новых образов, которые мы могли бы с гордостью называть русским стилем.




1 комментарий:


  1. http://www.youtube.com/watch?v=u7Lpbm7tX4Y Экодом-Трансформер (архитектурная мехатроника)
    http://www.youtube.com/watch?v=CwkUlCE2b1k Интерактивная Карта
    http://www.youtube.com/watch?v=qnamVMtk9RU Следящие за Солнцем Солнечные батареи
    http://www.youtube.com/watch?v=DLfLIRyA_FI Дирижабль-беспилотник
    http://www.youtube.com/watch?v=6XpyZvXu2_8 Интерактивная презентация Жилого микрорайона "Кино"
    http://www.youtube.com/watch?v=Bq6h4sIZxUU Виртуальный полигон роботов

    ОтветитьУдалить