вторник, 9 апреля 2013 г.

Развитие и адаптация промышленной архитектуры



А.А. Лыкова
 Руководители: НИРС – доц. М.В. Винницкий,
 арх. проект – доц. М.В. Винницкий

РЕНОВАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ В ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКЕ ПО ПРИНЦИПАМ «ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ»

    В сложившейся экономической и градостроительной ситуации Екатеринбурга остро стоит проблема промышленных территорий. Многие из них в прошлом проектировались на окраине города, но по мере роста Екатеринбурга оказались окружены жилой застройкой.
 В настоящее время производственное функционирование многих предприятий, расположенных в городе, становится нецелесообразным. Они устаревают технологически, физически и морально. Нынешнее состояние таких промышленных предприятий оставляет желать лучшего, они больше не отвечают ни экологическим нормам, ни нормам безопасной эксплуатации.
    Многие предприятия имеют невыразительную архитектуру, безликие фасады. Как правило, производственные территории огорожены серыми бетонными заборами, тянущимися вдоль дорог, а порой и вдоль жилых улиц. Вследствие этого создается удручающая глаз жилая среда, ощущение «вечной серости» и пессимистичности.
    Под реновацией промышленных объектов в настоящее время понимается смена функции не только самих зданий, но и занимаемой ими территории. Создание новых социально-коммуникативных зон.
В последние годы находит всё большее развитие идея «последовательной архитектуры». В задачи этой архитектуры входит участие в радикальном решении проблемы, предложение ответов на вопросы, с одной стороны, выходящие далеко за рамки профессии, с другой – не решаемые без помощи архитектуры.
    Представители последовательной архитектуры верят, что с помощью архитектуры можно эффективно решить:
- альтернативные пути производства продовольствия: новые подходы к сельскому хозяйству, устройство ферм (теплиц) непосредственно в городе;
-  создание здоровой окружающей среды: проектирование территорий с минимальным возможным количеством вредных веществ, создание территорий для отдыха и спорта молодого и пожилого населения;
 - получение альтернативной энергии: от потребления энергии к ее выработке; 
- альтернативное использование пространства: от поиска места к его созданию;
- альтернативное использование времени: целесообразное использование новых связей, а не пустая трата времени;
- новые типы социального выбора: от поляризации к социальному единству;
- создание ценностей: от частных до публичных интересов, от периодов обесценивания до долгосрочных периодов использования.
     Решение проблем промышленных территорий города, в том числе перечисленных объектов, возможно с помощью приёмов «последовательной архитектуры». Поэтому развитие этой идеи применительно к г. Екатеринбургу является актуальным направлением для архитектурной науки.





М.А. Новичкова
 Руководители: НИРС – проф. Ю.А. Никифоров,
 арх. проект – арх. А.П. Новичков
  
АРХИТЕКТУРНОЕ ФОРМИРОВАНИЕ ТЛК В УСЛОВИЯХ 
ПОЛЯРНОГО УРАЛА

     В настоящее время сложилась достаточно устойчивая функциональная структура ТЛК.   Выявлены взаимосвязь и соподчиненность их отдельных элементов, определена иерархия ТЛК в зависимости от назначения и расположения в системе городских и промышленных образований (описаны в ряде исследований, в т.ч. в работе Белоусовой Н.С. «Архитектурное формирование транспортно-логистических комплексов»)
      Современные экономические условия требуют развития и адаптации структуры ТЛК во вновь осваиваемых районах, в частности, в зоне Ямало-Ненецкого автономного округа. Это тесно связано с разработкой крупного комплексного проекта, направленного на развитие инфраструктуры, освоение новых месторождений полезных ископаемых; модернизацию и использование имеющегося потенциала и промышленности Уральского федерального округа. В свою очередь становление ТЛК в этом районе обусловлено дальнейшим развитием Северного морского пути и транспортно-логистических коридоров меридионального и широтного направления. Характер и направленность грузовых потоков, их содержание определяют типологическую структуру ТЛК.
    Отсутствие развитой транспортной системы в районе Полярного Урала диктует использование, на ряду с традиционным, новых видов транспорта: на воздушной подушке, дирижаблей, конвейеров для внутрикомплексной транспортировки грузов. Вид используемого транспорта является определяющим в объемно-планировочной структуре ТЛК.
Характер поселений, условия труда, демографические особенности северных районов определяют социальную инфраструктуру ТЛК.
    С учетом вышеизложенных факторов в работе сделана попытка оптимизировать функциональную схему и планировочную организацию ТЛК для условий Полярного Урала. В работе предложена схема, состоящая из трех параллельно расположенных основных транспортно-погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских зон. Поперечную ось составляют внутрикомплексное перемещение грузов, система разукомплектования и формирования грузов для конкретного потребителя. На эту же ось посажен один из важных для северных районов транспортных потоков – воздушный транспорт.
    В работе выявлены особенности формирования объемно-планировочной структуры основных функциональных зон, их взаимосвязи, определены параметры этих зон (погрузочно-разгрузочных площадок; складов контейнеров, паллет; зоны укрупненной сборки и погрузки на дирижабельных площадках и т.д.). Проведены исследования в использовании оптимальной конструктивной схемы для основных функциональных зон, с учетом технологических, технических, природно-климатических условий.
    Определены некоторые формальные признаки пространственной композиции ТЛК - отвечающие местным и современным условиям.
    Апробация выявленных принципов и задач сделана в проектном предложении по архитектурной организации ТЛК в условиях Полярного Урала.





А.П. Гавинская
 Руководители: НИРС – проф. Ю.А. Никифоров,
  арх. проект – проф. Ю.А. Никифоров

РЕОРГАНИЗАЦИЯ НЕВОССТАНАВЛИВАЕМОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ЗАСТРОЙКИ В ОБЪЕКТ ВЫСТАВОЧНО-МУЗЕЙНОГО ЦЕНТРА «КАМЕННЫЙ ПОЯС УРАЛА»

Современный город немыслим без развитой структуры безопасного, комфортного и интересного общественного пространства. Единственной альтернативой подобных пространств в Екатеринбурге стали торговые центры, что значительно уменьшает привлекательность города для мирового туризма и понижает его историко-культурное значение. Условия повышения значимости Урала диктуют развитие комплексного подхода, в котором совмещаются и интерактивный, и познавательный, и образовательный моменты.
Основная идея научно-проектной разработки – реорганизация невосстанавливаемой промышленной застройки (территория старого Верх-Исетского завода) в объект выставочно-музейного центра «Каменный пояс Урала», отражающий специфику становления и развития знаковых промышленных предприятий на территории Уральского региона.  Интерактивность элементов комплекса и окружающей среды позволит посетителям взаимодействовать как с экспонатами, так и с объектами проектирования, создавая уникальную в России концепцию структуры для людей.
Проектируемый комплекс включает в себя:
1.  Многофункциональную жилую структуру.
2 . Выставочно-музейный центр в составе реконструируемой промышленной территории.
3 . Парковочный комплекс.
4 . Ландшафтный парк в структуре русла реки («Исторический сквер № 2»).





А.А. Кармацкая
 Руководители: НИРС – проф. Ю.С. Янковская,
 арх. проект – доц. В.В. Громада

РЕНОВАЦИЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ И ИХ АДАПТАЦИЯ
К СОВРЕМЕННЫМ УСЛОВИЯМ
  
    Основной задачей научного исследования является изучение и систематизация объектных аналогов, выявление закономерности подходов и методов, а также приемов, за счет которых достигается оптимальная рефункционализация промышленного объекта.
  Практическим результатом является рефункционализация промышленного объекта, на примере мукомольного завода №1 в городе Екатеринбурге на основе обобщения результатов научного исследования.
      Тезисы исследования:
- процесс рефункционализации промышленного объекта – это «архитектурная» иллюстрация смены индустриальной эпохи на постиндустриальную через изменение функции промышленного объекта,
- вопрос рефункционализации промышленных объектов актуален на сегодняшнем этапе развития общества, в переходном его периоде, когда развитые страны переносят производство в развивающие страны,
- рефункционализация промышленных территорий, особенно для городов Среднего Урала, является наиболее оправданной,
- рефункционализация промышленных объектов позволяет наилучшим образом обеспечить их сохранение, наделив их новой функцией и адаптировав их тем самым к современным условиям,
- процесс смены функции – это не разрушение, а переустройство, не противопоставление, а синтез и разумное сосуществование,
- современное общество испытывает потребность в новых разновидностях организации деловой, культурной и жилой функциях. Рефункционализация промышленных зданий делает возможным создание современных типов организации пространств: арт-пространств, галереи современного искусства, коворкинг-клубов, квартир-лофтов и пр.,
- промышленные объекты обладают огромным архитектурным потенциалом: интересные пространства, огромные площади, ярко выраженные конструкции и другое, что делает проект рефункционализации промышленного объекта уникальным в своем роде, особенно для организации жилого пространства,
- вариантов использования промышленных объектов множество: от жилой и общественных функций, до целых градостроительных решений, все зависит от совокупности факторов, которые определяют эту новую объектную функцию. Главные из них – расположение и выразительность промышленного объекта,
- использование промышленных объектов для создания жилого лофта становится наиболее распространенным и приобретает все большую популярность в современном мире,
- для России понятие лофт относительно новое и имеет ряд отличительных особенностей: лофт рассматривается как явление единичное, как бренд, штучный товар, в России еще не сформировалась культура грамотной эксплуатации исторического фонда.
       В худшем случае старые постройки сносятся, в лучшем - реконструируются и отдаются под объекты инфраструктуры и офисы и, наконец, в стране нет чёткой законодательной базы для такой работы, нет опыта реализации подобных проектов, нет достаточного количества специалистов, которые смогли бы выполнить работу на столь высоком уровне, чтобы недвижимость стала действительно элитной и привлекательной.





А.Д. Гуминская
 Руководители: НИРС – проф. Ю.А. Никифоров,
 арх. проект – проф. Ю.А. Никифоров

ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КВАРТАЛЫ

До недавнего времени в развитии столицы Урала господствовали два направления: «точечная застройка» и строительство новых микрорайонов. Сейчас постепенно внедряется тип квартальной застройки. Застройка кварталами улучшит город крупномасштабно и сформирует единую комфортную среду. Стратегия формирования крупных форм, «фирменных» кварталов сделает город более привлекательным для проживания и создаст основу для формирования памятников архитектуры XXI века.
Поэтому основная идея научно-проектной разработки – создание полифункционального квартала с направлением возрождения бренда «Уральский мастер», что даст толчок для развития перспективных решений реконструкции существующих жилых кварталов с неперспективной застройкой.






А.В. Игнатов
 Руководители: НИРС – проф. Ю.А. Никифоров,
 арх. проект – проф. Ю.А. Никифоров

ЭКОЛОГИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ УРАЛА

   Практически все поверхностные источники водоснабжения в последние годы подвергаются воздействию вредных антропогенных загрязнений, особенно такие реки, как Волга, Дон, Северная Двина, Уфа, Тобол, Томь и другие реки Сибири и Дальнего Востока. 70% поверхностных вод и 30% подземных потеряли питьевое значение и перешли в категории загрязненности «условно чистая» и «грязная».
     Из-за повышенного загрязнения водных источников традиционно применяемые технологии обработки воды в большинстве случаев недостаточно эффективны. На эффективность водоподготовки отрицательно влияет дефицит реагентов и низкий уровень оснащенности водопроводных станций автоматикой и приборами контроля. Положение усугубляется тем, что 40% внутренних поверхностей трубопроводов поражены коррозией, покрыты ржавчиной, следовательно, при транспортировке качество воды дополнительно ухудшается.




Комментариев нет:

Отправить комментарий